Корпорации безжалостны. Большие деньги не остановятся ни перед чем. Насилие, унижения, рабский труд, надругательство над природой, массовые убийства животных - вот что стоит за блестящими фасадами их контор. И пусть некоторые из этих компаний в той или иной мере изменились в лучшую сторону, но этим преступлениям нет срока давности, происходило все это 60 лет назад или происходит сейчас. Если ты не сопротивляешься этому, то значит, и ты замешан в этом порочном круге. Остановись!

Ты скажешь, как я могу сопротивляться, один, против такой махины?! Да и к тому же, насилие, скажешь ты, не мой метод. Но выход все же есть. Это БОЙКОТ! Выйди из системы, перестань потреблять их продукты. Поверь, это реально. Мы без них проживем, они без нас вряд ли. Конечно, организовать эффективный массовый бойкот сложно, но, по крайней мере, твоя совесть будет чиста.
В то время, как о бойкотах таких корпораций как SIEMENS, Mc Donald's, Shell и им подобных достаточно много писалось в русскоязычных изданиях, то материалов о бойкоте Nike на русском языке я не встречал. Притом, что о распространенности продукции этой компании говорить не приходится. Достаточно просто выйти на улицу, и вы наверняка сразу же увидите несколько человек с клеймом Nike.
Так за что же мы не любим Nike, спросите вы? Вот вам факты, а выводы делайте сами. Мы свой выбор сделали! Наш выбор, как и тысяч людей на планете - БОЙКОТ транснациональных корпораций!

ФАКТЫ

В 1984 году последний обувной завод Nike был перемещен из США в юго-восточную Азию и Пакистан. В результате таких ухищрений 65000 человек потеряло работу. Поводом такого глобального переезда заводов Nike на Филиппины, в Южную Корею, а позже во Вьетнам и Китай стал тот факт, что рабочая сила в этих странах стоит несоизмеримо меньше, чем в штатах. Когда в США Nike был вынужден платить рабочему от 8 до 10 долларов в час, то они посчитали, что будет выгодней платить 2,6 доллара за десять часов работы индонезийскому или пакистанскому рабочему. Очевидно, что снизилась себестоимость (пошив одной пары кроссовок обходится Nike в 3$), а прибыли Nike соответственно увеличилась в рекордное количество раз. Сейчас 80 процентов всей продукции Nike сделаны в Азии. Индонезия производит 36 процентов всей обуви Nike, Китай производит 34% , на Южную Корею, Таиланд и Вьетнам приходится остальная продукция.
Все прошло настолько успешно, что компания смогла позволить себе провести многомиллионную международную рекламную компанию. Звезда баскетбола Майкл Джордан получил 20 млн. долларов за годичную рекламную компанию, это намного больше, чем получили все рабочие на Индонезийских фабриках Nike за год. Nike не жалеет денег на продвижение своей продукции в массы, она в 1994 году наняла писателя У. Берроуза для участия в рекламном теле шоу, заплатили 10 миллионов долларов теннисисту Андреа Агасси за рекламу своей продукции во время летних Олимпийских игр. Плюс к этому Nike создала себе имидж компании участвующей в социальной сфере. Она открыла программу Р.L.A.Y. (участие в жизни молодежи) для того, чтоб показать какая она хорошая, а реально, чтоб продать как можно больше своей продукции и загрести еще больше денег.
А в это время, рабочие на фабриках Nike в Азии (большинство которых составляют молодежь и женщины) работают по 50-60 часов в неделю, в то время как во всем мире рабочий день составляет 8 часов, т.е. 40 часов в неделю. Nike платит 42$ в месяц рабочим на своих предприятиях во Вьетнаме, в то время как минимальная заработная плата в этой стране составляет 45$. В Пакистане молодые ребята получают по 6 центов в час при десяти часовом рабочем дне за шитье профессиональных мячей NikeFIFA. Все это при том, что условия работы на предприятиях Nike просто ужасные, используются жестокие наказания и пытки. Не раз были зафиксированы случаи сексуального насилия по отношению к работницам на фабриках Nike в Корее и Вьетнаме. Nike жестоко пресекает все попытки создания профсоюзов на своих предприятиях в Азии.

Все эти факты вызвали бурную реакцию у общественности. Телекомпания CBS сняла ряд репортажей, в которых рассказывалось о преступлениях Nike во Вьетнаме. Анти-Nike акции проходят по всему миру (последнее крупное выступление было во время проведения олимпиады в Сиднее, вы могли видеть репортажи об этом даже по нашему телевидению). Бойкот Nike поддерживается не только антиглобалистами и леваками всего мира, но и большим количеством простых обывателей в Европе и США. В середине девяностых Европейский бойкот, который поддержали даже молодые европейские социал-демократы, привел к ощутимому спаду продаж продукции Nike на территории западной Европы. Но Nike до сих пор не изменил свою политику в Азиатском регионе и поэтому бойкот продолжается и набирает все новые и новые обороты.